frenchboots (frenchboots) wrote,
frenchboots
frenchboots

Зона, свободная от коммерции* *пустырь

На всех воркшопах, проводимых в рамках нашей архитектурной лаборатории "Станции Город", люди говорили об одном: дайте нам пространство, свободное от коммерции! Студенты представляли проекты набережных, где ничего не продаётся и не покупается, нет музыки  и шума, все чуть ли не медитируют на речку и деревья. Меня особенно поразил тот факт, что все будто бы пытаются сделать это "фишкой" своего пространства: оно должно быть открытым и абсолютно некоммерческим.


Ещё больше меня удивило то, что на французском мастер-классе от Мишеля Пена лучшие ландшафтники и архитекторы Краснодара предлагали отказаться от киосков, кафе и даже просто небольших кофеен на колёсах (велосипедных, конечно). "Только питьевые фонтанчики!" - сказала мне солидная неглупая дама с огромным опытом работы, как мне потом рассказали, "придворный садовник" края.
Все команды, рассказывавшие о своих проектах, говорили о природности и первозданности пространств, которые нужно создать. И никакой коммерции! Только созерцание!


Я долго размышляла на эту тему, и вдруг поняла, что всё это - абсолютнейшая чушь, утопические градостроительные идеи 50-х. Микрорайон, в котором я живу уже 24 года, - ЮМР - построен как раз по такому плану: Город-Сад с уймой бульваров, зелёных зон под каждым домом и даже своим парком. Здесь, в отличие от новых районов, есть школы, детские сады и поликлиники. Единственное, чего не предусмотрел генпланисты - коммерческих пространств. Точнее нет, они были - целых два! И рынок прямо в сердце микрорайона. Про кафе, рестораны и маленькие магазинчики все как будто забыли (оно и понятно - союз).

К чему это привело? Через 27 лет на каждом свободном зелёном участке теперь или торчит 24-этажка или абсолютно хаотично расположились киоски, продуктовые магазинчики и торговые центрики местного масштаба. Перспективу бульвара, выводящего на набережную, перекрыли часовней. С другой стороны к дому пристроили гостиницу и злачно-питейные заведения: кондитерские, бары, ресторан и кофейню. Вот и почти всё нехитрое разнообразие микрорайона на 80, а то и 100 тысяч жителей. Но это не главное. Главное - что среди всех улиц, проспектов и бульваров этот - единственное место, где ты чувствуешь себя в безопасности в тёмное время суток, потому что там всегда кто-нибудь да есть. Получается, что по зелёным аллеям, коих в микрорайоне предостаточно, не гуляет никто, они пустуют в любое время суток. Изредка можно увидеть, как на какой-то из аллей одинокий пенсионер кормит голубей хлебными крошками. Хотя сегодня все аллеи заставлены скамейками и урнами, они пустуют. Даже матери с колясками предпочитают гулять в более шумном и людном месте - на бульваре, застроенном кафе и барами. А про то, как часто посещается парк, в котором нет ни одного коммерческого пространства, я вообще промолчу.

п
уютный и тенистый, но пустынный бульвар

п1
гораздо менее тенистый, но популярный бульвар, окружённый коммерческими помещениями

п2
и моё любимое - зимой и летом пустой Рождественский парк с выходом к реке. Там действительно тихо, потому что там никого нет. Почему бы любителям тишины не пойти в него? но нет - они предпочитают приходить в популярные общественные пространства и жаловаться, что в городе нет мест для созерцательного отдыха и все только и думают, как бы заработать.

Так для кого же строить парки, набережные и районы без коммерции?

Проведём эксперимент: поедем на улицу Ставропольскую и остановимся в районе 2-й Пятилетки. Первые этажи хрущёвок по одну сторону улицы заняли парикмахерские, банки, магазины. По другую сторону улицы на первых этажах живут люди. А теперь посмотрите на количество прохожих! Нетрудно догадаться, что на первой стороне их значительно больше, чем на второй. А значит, что на первом тротуаре:
1) безопаснее (даже если с вами что-то случится, всегда придут на помощь);
2) интереснее (люди привлекают людей, можно на других посмотреть и себя показать);
3) симпатичнее (хозяева заведений стараются, как могут, сделать витрины и вывески изящными и запоминающимися);
4) разнообразнее (одни арендаторы привлекают других - и вот уже образовывается целая улица магазинчиков на первых этажах зданий);
5) в случае непогоды или ожидания всегда можно пройтись по мгазинам, где сухо и тепло (или наоборот прохладно).

Я вовсе не ратую за то, чтобы всё общественное пространство заняла коммерция! Она это и так сделает без нашей помощи. Просто потому что люди любят комфорт: пить кофе, покупать воду в бутылочке (особенно когда маленкие дети), жевать бутерброды на свежем воздухе, назначать встречи в кондиционируемых помещениях и наблюдать за другими людьми. Если вы со мной не согласны, разберите по косточкам свои маршруты в будние и выходные дни. Какой путь вы выбираете от остановки до дома? Где вы предпочитаете делать пересадки, когда пользуетесь общественным транспортом? Простой пример: большинство людей делает пересадки на ул.Красной, хотя учитывая количество "пересаживающихся" было бы логичнее совершать пересадку раньше, чтобы иметь возможность ехать сидя. А те, кто едут в ЮМР, всегда пересаживаются на Каляева, хотя логичней бы сделать это на пару остановок до.

Это я к тому, что, хотим мы того или нет, в общественных пространствах или вокруг обязательно должна быть коммерция! Иначе превратится ваше невероятно спроектированное высокохудожественное творение в скучнейшее и печальнейшее зрелище: днём пара пенсионеров будут кормить голубей хлебными крошками из пакета, а ночью лица без определённого места жительства будут спать на ваших стильных скамейках.

Ещё раз: я не за то, чтобы пихать коммерцию везде! Например, раньше меня бесили "дутые" остановки с Дим Кофе, но почему-то резко перестали, когда я часто стала бывать в том месте, где, кроме как в этом ларьке, печенье, шоколад и воду нигде не купишь. И правда - он всегда полон настолько, что очередь тянется ещё с улицы (что не отменяет отвратительный дизайн павильона и ещё более отвратительный кофе).

Окей, скажете вы, это Россия, детка, и у нас народ не избалован изысками. Приведу тогда такой пример.
Берлин - чудесный европейский город с потрясающими уличными пространствами. Однако правительственный центр города - очень строгое место без каких-либо точек притяжения. Ночью оно замирает, превращается в каменную пустыню. На сотни метров - ни души. Чтобы исправить такое положение вещей (там и вправду жутковато, одна бы я в сердце Берлина ночью ни за чтоб не пошла!), на Дом Марии Элизабет Людерс проецируются кинохроники Берлина, что собирает толпы заворожённых туристов. Однако, сотни метров вокруг остаются совершенно пустыми и, хоть и освещёнными, всё равно страшными. Зато Сони-центр, полный магазинов, кинотеатров и кофеен, ночью всегда полон!




Резюмирую: если вы хотите создать ОБЩЕСТВЕННОЕ пространство, проектируйте его для людей! Пусть там будут туалеты, кофейни, банкоматы. А если вам хочется пообщаться с природой - идите в ботсад или действительно на природу. А если хотите такое общение прямо под домом, езжайте в лес!

---------------
Если вас не убедил пример со Ставропольской, проведите аналогичный с улицей Красной напротив Галереи. Сторона, на которой стоит ТРЦ, всегда оживленная, весёлая, праздничная, тротуары всегда полны. Сторона напротив - напротив)) Да-да, напротив - всегда почти пуста. А бульвар? Бульвар, который всегда поддерживается в идеальном состоянии, который является гордостью города! На нём тоже людей несравненно меньше. Зато на пересечении Красной и Северной - всегда аншлаг!
Отгадайте почему :)


Если вас заинтересовала эта тема, прочтите "Смерть и жизнь больших американских городов".


Tags: Берлин, город, дыра, открытый город
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments