frenchboots (frenchboots) wrote,
frenchboots
frenchboots

Categories:

Реновация общественных пространств

Сегодня читала лекцию в замечательной, всеми фибрами души любимой мною Типографии.
Лекция проходила в рамках "Архитектурной лаборатории", вот здесь можно ознакомиться со списком следующих лекторов: http://afisha.yuga.ru/krasnodar/treningi/arkhitekturnaya_laboratoriya/.

В общем-то, времени на подготовку у меня было всего 3 субботних утренних часа, так что бОльшую часть времени я говорила общие, известные каждому градостроителю/архитектору/урбанисту вещи из головы.
Но всё-таки решила скинуть сюда свою презентацию с небольшими комментариями.

------------------------------------------------------------------------------------------
Без имени-1

Сегодня очень модно говорить об общественных пространствах. Интернет пестрит и рвётся. Знакомые постоянно кидают ссылки на разные новые ресурсы: "Ааааа, как круто, давайте делать так же!". Ну и собственно, я понимаю, что тема уже потихоньку начинает попсоветь и иногда становится неактуальной, когда журнал "Проект Россия" выпускает номер под названием, например, "Конверсия" (про пром. здания), "Кампусы", "Парки" и так далее.
          Шумиха поднялась из-за московского ЦПКиО (по русски - Парк Горького), где наскоками, впохыхах, ну совсем уж на скорую руку, решили делать работающее общественное пространство. Вдохновлённые "быстрыми победами" Парка Горького, другие парки Москвы (и не только) начали клепать шаблонные и грубые решения (которые и в Парке Горького не уникальны), позабыв про долгосрочное развитие. Но и сам ЦПКиО только в прошлом году понял, что на одних "штучках" и "активностях" далеко не уедешь, нужна стратегия развития, нужно целостное видение природного каркаса мегаполиса. Серьёзная команда должна состоять не только из архитекторов, маркетологов и пиарщиков, но и из социологов, менеджеров, урбанистов и регионоведов. Только где их достать, профессиональных именно в данной области? Институция ещё не развита, так что выбирать особенно не приходится.
          В то же время всем понятно, что парки - это полезно. Нет, не так. Парки - это очень-очень нужно и очень-очень полезно. Поэтому в проектировании и реновации парков так важно учитывать вопросы экологии и устойчивого развития. Если в XIX веке парк был только потребителем, то сегодняшний парк - производитель: он очищает воздух, выполняет функцию естественного "кондиционера", подогревает воды для отопления, впитывает большое количество осадков (за рубежом из-за этого серьёзно экономят на очистных сооружениях) и вообще сохраняет биологическое разнообразие.
          Также парк, ясное дело, должен быть уникальным. У каждого парка должна быть своя "легенда", своя история. Когда она есть - хорошо, когда нет - надо придумать. Парки, как и архитектура, олицетворение взглядов на мир власть имущих во все времена, а значит, власть должна заботится о том, чтобы её не объявили безвкусной. Но в то же время должна соблюдаться культурная идентичность. Непростая задача, требующая комплексного подхода архитекторов, ландшафтников и урбанистов, для того, чтобы парки перестали быть придатками архитектуры и градостроительства.

           Так как не все здесь архитекторы и читали СНиП по градостроительству, сделала небольшую подборку самых важных для нас вещей.
12
13
14
15
16

          Конкурируя с ТРЦ за посетителей, парки потихоньку перенимают у них способы зарабатывания денег. Это случилось с парком Горького, надеюсь, что ситуация у них изменится к лучшему. Как рассказывали мне студентки urban studies из Москвы, в этот парк ходят исключительно "на других посмотреть и себя показать", то есть празднично разодетые и с почти безлимитной кредиткой. Как переманить людей из места, где летом прохладно, а зимой тепло, в парки? Только перманентными активностями.
18

Вот что можно делать в парке

20
        Вот вам, пожалуйста, Краснодар со всеми крупными общественными зелёными зонами.

2
        По СНиПу из расчёта 10 кв.м. на одного жителя (для крупных и крупнейших городов), нам необходимо 784 гектара* зелёных пространств.
       * Для тех, кто в танке, 1 га = 10 000 м2
6

Ожидание и реальность

7

Окей, посчитаем, сколько народу может комфортно находиться на этих пространствах единовременно. Маловато будет.

11
         "Ай-яй-яй, - скажете вы, - нужно срочно увеличивать зоны в три раза!"
          И вот что получается. Краснодар превращается в город-сад, из-за этого сносятся все дома ниже 25 этажей и строятся 38-этажки, чтобы вместить всех людей, которые жили на территориях, которые по СНиПовским расчетам должны быть зелёными.

8

          Но люди абсолютно нелогичные существа и не хотят жить в 38-этажках. Что же делать?
          Есть несколько способов увеличения зелёных пространств в городе.
          -----
          1) деиндустриализация пром.районов. Это можно назвать джентрификацией, конверсией, реновацией, но смысл один: на месте пром.предприятий появляются зелёные зоны. Зачастую пром. предприятия находятся прямо у воды, и их реконструкция способствует открытию выхода к водоёму. Но самое главное то, что в это время происходит процесс фиторемедиации: зелёнка вытягивает из почвы всю гадость, что накопилась за время работы предприятия.
          Например, Джордж Оруэлл только спустя 3 недели пребывания в Барселоне (он воевал на стороне оппозиции) увидел море. И то случайно: просто так к морю не пробраться, весь берег застроен заводами и складами. Только в 2000-х, в связи с олимпиадой, в этом городе открыли выход к морю.
          Кстати, кто был в Олимпийском парке Сочи, поделитесь впечатлениями о набережной. Я вспомнила о том, что парк находится на берегу, только когда увидела это с самолёта. Мои догадки о том, что выход к морю никак не подчёркнут и градостроительно не продуман подтвердило голосование вконтакте*.
          *Все выбравшие первый вариант - волонтёры, жившие там несколько месяцев. Уж они там точно набережную раскопали!
Безымянный
        2) антиавтомобильная политика. Во всем мире идёт сужение дорожного полотна, и только у нас - расширение. Полотно сужается - зелёная зона расширяется.
          3) облагораживание водоёмов (даже технических), но не камнем, а с помощью растений (в крайнем случае - дерева). Водная магистраль открывает множество перспектив: это и речные трамвайчики, и катамараны, и перемещение по набережной единой зоны на велосипеде или роликах и даже пешком.

29

          Вот, например, грубая схема единой набережной Карасунских озёр, образующей транспортную и пешеходную ось (и связь). Таким образом будет обеспечиваться естественная вентиляция половины города, образуется новая зелёная зона, частично решается проблема пробок (если на велосипеде в час-пик реально быстрее :))

19

Мотивирующее.
         Не буду рассказывать историю Хайлайна, но если не знаете, обязательно погуглите. Мораль такова: город потратил на реализацию проекта реновации жд путей в современный парк 153 млн долларов, а заработал на строительстве домов, обращённых фасадами на ранее криминальную зону, 2 млрд долларов. То есть парк окупился 13 раз. Конечно, нам с Карасунами это уже не удастся. Но кто знает, может, кому в голову придёт идея, как на этом заработать!

25

Демотивирующее.
        По оценкам специалистов, которые будут проектировать московский парк "Зарядье" на месте гостиницы "Россия", в среднем стоимость современного парка такова.
28
        Если вы дочитали до конца, вы молодец, и я желаю вам только прекрасных парков! Гуляйте, любите, пейте кофе из Старбакса (я сегодня наконец там побывала) и приходите завтра/послезавтра/после-послезавтра на другие лекции!

     
Tags: архитектура, лекция, парк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments